Casta Diva - Российская оперная премия - Валерий Гергиев
Статуэтка премии Casta Diva. Скульптор Паата Мерабишвили


Валерий Гергиев

 

дирижер

 

(р. 1953)

 

Дебют в опере: 1978, Мариинский театр, «Война и мир» Прокофьева

 

Премия Casta Diva в номинации «Кавалер Оперы»

2017

 

Комментарий: Вряд ли кто-то из современных музыкантов сравнится с Гергиевым по накалу («человек тысячи вольт») и объему творчества, масштабности замыслов и целеустремленности их воплощения. После громкого дебюта грандиозная деятельность Гергиева так известна, что остается обозначить вехи. Главный дирижер (с 1988) и художественный руководитель-директор (с 1996) делает прорыв: масштабные юбилейные фестивали Мусоргского (1989), Чайковского (1990), Прокофьева (1991) и Римского-Корсакова (1994) по-новому представили русскую оперу – как целостное явление, дали новый образ русского театра. Другой знак современной эпохи Мариинки - перенос знаменитой лондонской версии «Бориса Годунова» Тарковского (1990). Бесчисленные пост. русской оперы, Вагнера, Верди и др. на ведущих сценах мира с лучшими певцами современности. Увлечение Вагнером выливается в экстраординарную трактовку возрожденного для России «Парсифаля» (1997, Мариинский т-р), триумф в Зальцбурге (1998, полуконц. исп. памяти Шолти). Наряду с Мет (главный приглашенный дирижер) Зальцбург эпохи Мортье становится подиумом маэстро. После дебюта с «Борисом» (1997) и «Парсифаля» следуют «Хованщина» (1999, конц. исп.), «Дон Жуан» (2000), «Пиковая дама» (2000) и «Китеж» (2000, оба – конц. исп.). В начале XXI века Гергиев вновь один из фаворитов Зальцбурга: «Леди Макбет Мценского уезда» (2001), «Турандот» (2002), «Дон Карлос» (2003) и «Бенвенуто Челлини» (2007), конц. исп. «Самсона и Далилы» (2003), «Войны и мира» (2004) и «Мазепы» (2005). Параллельно идут выступления на ряде ведущих сцен (2007, «Тристан и Изольда» в Опера Бастий, Ковент Гарден и др.) и премьеры в Мет: «Игрок» (2001), «Война и мир» (2002; Хворостовский, Нетребко), «Саломея» (2004), «Мазепа» (2006), «Евгений Онегин» (2007), «Нос» (2010), «Борис» (2010). При этом центр деятельности – родной театр, кульминация сезона которого – фестиваль «Звезды белых ночей» (главный из ряда фестивалей маэстро). Ведущий интерпретатор русской оперы, Гергиев представляет в Мариинке практически всю классику XIX – XX века (выделяются Прокофьев и Шостакович), оперы конца ХХ века («Очарованный странник», «Мертвые души», "Левша" Щедрина) и современные сочинения, написанные по заказу театра. В зарубежном репертуаре событиями становятся возрождение в России «Кольца нибелунга» и «Тристана и Изольды» (2005, Черняков), премьеры «Электры» (2007), «Женщины без тени» (2009) и "Саломеи" (1995/2016), постановка дилогии Берлиоза «Троянцы» (2010). Гергиев вывел на мировую сцену целый ряд певцов и определил мировой бренд Мариинского т-ра.