Casta Diva - Российская оперная премия - Ольга Бородина
Статуэтка премии Casta Diva. Скульптор Паата Мерабишвили


Ольга Бородина

 

меццо-сопрано

 

Дебют в опере: 1987, Санкт-Петербург, Мариинский театр, «Фауст» Гуно; Зибель

 

Премия Casta Diva в номинации «Певица года»

2002

Марфа, «Хованщина», Мариинский театр

 

Комментарий: Взлет Бородиной, как и многих петербургских певцов, связан с приходом Гергиева к руководству Мариинским т-ром. На организованном им фестивале Мусоргского она сенсационно исполняет Марфу в «Хованщине» (1989). Удивительная красота, наполнение и пластика голоса заставили говорить о рождении наследницы лучших отечественных меццо-сопрано, прежде всего, Архиповой. Другим акцентом певицы стала царственно сдержанная Марина Мнишек – «Борис Годунов» в пост. Тарковского, ставшей знаком новой эпохи Мариинки (1990, Гергиев). Бородина эффектно входит в русский репертуар: Любаша, Ольга, Полина и Миловзор, Кончаковна. Статус молодой примадонны театра утверждает ее Элен в «Войне и мире» (1991, фестиваль к 100-летию Прокофьева, Гергиев, Викк), показанной также в Ковент Гарден и Опера Бастий. Для интернациональной карьеры певицы определяющим стал европейский дебют в Ковент Гарден – Далила в дуэте с Доминго (1992). Роскошная вокальная стать Бородиной в традиции лучших образцов делает эту роль визитной карточкой на Западе, наряду с русскими операми. После прохладной Марины в авангардной версии «Бориса Годунова» Вернике (дебют певицы в Зальцбурге) и привычной пост. Эвердинга (дебют в Мет, оба – 1997, Гергиев) ее чувственная Далила покоряет Мет (1998/2001, Ливайн; Доминго), Ла Скала (2002) и другие сцены. Легко вступив в мировую элиту, Бородина украшает афишу театров яркими персонажами, от колоратурных – Анжелина в «Золушке» Россини (Ковент Гарден) до драматических: Маргарита – «Осуждение Фауста» Берлиоза в Лондоне, Гамбурге и Мюнхене, Кармен (1996, Опера Бастий), властная Эболи – «Дон Карлос» в дискуссионной трактовке Вернике (1999/2001, Зальцбург, Маазель), коварная принцесса Буйонская – «Адриана Лекуврёр» (1999, Ла Скала). Еще одним восклицательным знаком певицы после Марфы и Далилы становится Амнерис – Мариинский т-р (1998, Гергиев, реконструкция спектаклей 1922/1948, образец ретро идеально подходит для эталонного вокала Бородиной), Мет и др. Эстетика Мет удачно отвечает принципам Бородиной, отвергающей поиск актуального режиссерского театра. В конце ХХ – начале XXI века она воплощает здесь своих героинь в премьерных работах традиционного стиля или в идущих много лет спектаклях. Некоторое разнообразие вносит Маргарита Берлиоза в интерпретации Лепажа (2009). Кредо Бородиной несет вековую память оперы в духе великих певцов прошлого. Такова ее блистательная Далила (2003, Мариинский т-р/Зальцбург, конц. исп.; Гергиев, Доминго). В ней – торжество оперности. Впрочем, это ее природа, и вокальный монумент Бородиной не нуждается в оговорках.