меццо-сопрано
1937 - 2015
Дебют в опере: 1963, Москва, Большой театр, «Борис Годунов» Мусоргского; Марина Мнишек
Премия Casta Diva в номинации «Дама Оперы»
2003
Комментарий: Примадонна Большого (с 1964) в классических партиях (Марфа, Любаша, Графиня, Азучена, Ульрика, Амнерис, Сантуцца, Кармен, Шарлотта в «Вертере») и современном репертуаре: Элен Безухова (1981), Оберон (1965, «Сон в летнюю ночь» Бриттена) и Юдит (1978, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, первая пост. в России). Редкая индивидуальность, темперамент и воля приносят славу на Западе. В 70—80-е годы ХХ века самая ангажированная из русских певиц: Далила в «Самсоне и Далиле» (1974, Барселона), Шарлотта в «Вертере» (1976, Ла Скала), Принцесса Буйонская в «Адриане Лекуврер» (1977, Сан-Франциско). Звездные партии — Сантуцца (1983, фильм, Дзеффирелли; Доминго), Амнерис (1976, дебют в Мет/1979, Мюнхен/1985, Арена ди Верона), Кармен (1978, Вена, К. Клайбер, Дзеффирелли; Доминго). Среди выступлений в Ла Скала вершина — Эболи в «Дон Карлосе» (1977, к 200-летию т-ра, К. Аббадо, Ронкони; Гяуров, Каррерас, Френи). В конце большой оперной карьеры выдающаяся актриса в характерных ролях: Бабуленька в «Игроке» (1996, Ла Скала/2001, Мет, Гергиев), Графиня в «Пиковой даме» (1999, Мариинский т-р, Гергиев), Ахросимова в «Войне и мире» (1999, Париж, Опера Бастий).