Casta Diva - Российская оперная премия - Дмитрий Хворостовский
Статуэтка премии Casta Diva. Скульптор Паата Мерабишвили


Дмитрий Хворостовский

 

баритон

 

1962 - 2017

 

Дебют в опере: 1984, Красноярск

 

Премия Casta Diva в номинации «Кавалер Оперы»

2016

 

Комментарий: Хворостовский – артист благородного образца и классической манеры. После работы в Красноярске и победы на конкурсе BBC в Кардиффе (1989) его мировая карьера успешно развивается. Певец определяет свой круг персонажей. Для них характерна концентрация смысла, лирико-драматическая насыщенность и отчетливое сценическое поведение, нередко фиксируемое в красивой статуарности. Альфио – «Сельская честь» (1991, Бычков; Норман) сменяют коронные роли: Елецкий (1991, Танглвуд, Озава; Атлантов, Френи/1995, дебют в Мет, Гергиев/2004, В.Юровский; Доминго), Онегин, Жермон (1993, Флоренция, Мета; Те Канава, А.Краус), граф Альмавива – «Свадьба Фигаро» (1995, Зальцбург, Арнонкур, Бонди; Терфел) и Валентин – «Фауст» Гуно (1997, Мет; Флеминг, Рэми), Родриго – «Дон Карлос» и Грязной – «Царская невеста» (1998, Мариинский т-р, Гергиев; Бородина). Выделяется Дон Жуан в Зальцбурге (1999, Маазель, Ронкони): герой Хворостовского оживил умозрительность сценической концепции режиссера. В этой партии проявились лучшие качества певца: отсутствие большого голоса он удачно компенсирует прекрасным легато и экспрессией интонации, особенно в речитативах, что выгодно отличает Хворостовского. Неслучайно ему удается и репертуар романтической оперы-бельканто: Риккардо – в «Пуританах» Беллини, король Альфонс XI – в «Фаворитке» и Белькоре – в «Любовном напитке» Доницетти (1999, Мет; Георгиу, Аланья). Постепенно голос певца крепнет, и он приходит к драматическим партиям – Риголетто (2000, Новая Опера, Колобов; Сюрина). Этот единственный спектакль Хворостовского в Москве был отмечен премией Casta Diva, присужденной театру Новая Опера (за музыкальное воплощение). В начале XXI века Хворостовский продолжает шлифовать почерк в избранных ролях, прежде всего, опер Верди: Жермон (2003, Мет, Гергиев; Дзеффирелли; Флеминг/2004, Венеция, Маазель, Карсен), Родриго (2001, Мет, Гергиев), граф ди Луна – «Трубадур» (2002, Ковент Гарден/2009, Мет), Ренато – «Бал-маскарад» (2007, Мет), Риголетто (2010, Ковент Гарден/Венская Опера) и Бокканегра (2011, Мет, Ливайн; Фурланетто). К ним прибавляются уже привычные Дон Жуан (2002, Камбрелен, Дзеффирелли), Валентин (2005, Ливайн; Аланья, Папе) и Онегин (2007, Гергиев, все – Мет). Редкое исключение – Андрей Болконский Прокофьева (2002, Мет, Гергиев, Кончаловский; Нетребко). Эволюцию артиста оборвала преждевременная кончина.