Casta Diva - Российская оперная премия - Борис Покровский
Статуэтка премии Casta Diva. Скульптор Паата Мерабишвили


Борис Покровский

 

режиссер

 

1912 - 2009

 

Дебют в опере: 1939, Нижний Новгород, «Кармен» Бизе

 

Премия Casta Diva в номинации «Кавалер Оперы»

1996

 

Комментарий: Режиссер (с 1943) и главный режиссер Большого т-ра (1952—1963, 1970—1982), обновивший его эстетику после Лосского, Смолича и Баратова. Приверженец Станиславского, утверждает принципы: «опера есть театр, выраженный музыкой», а режиссер — «музыкант, музицирующий действием». Известные пост. классики в Большом и других т-рах: «Евгений Онегин» (1944, Мелик-Пашаев/1991), «Вражья сила» Серова (1947), «Проданная невеста» Сметаны (обе — 1948, Кондрашин, Дмитриев), легендарный «Садко» (1949, Голованов, Федоровский), «Аида» (1951), «Травиата» (1953), «Фиделио» (1954, все — Мелик-Пашаев; Вишневская), «Свадьба Фигаро» (1956), «Фальстаф» (1962, Мелик-Пашаев), «Пиковая дама» (1964, Лейпциг/1981, Берлин), «Хованщина» (1966, София/1987, Таллин/1995, Ростропович), «Золотой петушок» (1968, Лейпциг), «Отелло» (1978, Светланов, Левенталь). Придает новое звучание «Руслану и Людмиле» (1972; Нестеренко), «Князю Игорю» (1974, Вильнюс/1978, Берлин/1991/1992, Генуя/Москва), «Орлеанской деве» (1990) и возрождает «Младу» Римского-Корсакова (1988, две последние — Левенталь). Воплощая свое кредо (реалистическая опера), создает Московский камерный музыкальный т-р (1972) и делает прорыв в традиционных представлениях. Вводит в обиход ряд забытых, редких и современных сочинений: «Сокол» Бортнянского (1972), «Скупой» Пашкевича (1974), «Директор театра» Моцарта, «Брачный вексель» Россини (обе — 1975), «Аптекарь» Гайдна (1976), «Шинель» и «Коляска» Холминова (обе — 1975), «Лебединая песня» и «Дневник сумасшедшего» Кобекина, «Бедная Лиза» Десятникова (все — 1980), «История солдата» Стравинского и «Граф Калиостро» Таривердиева (обе —1983). Событие — воскрешение «Ростовского действа» («Комедия на Рождество») автора XVII века Дмитрия Ростовского (1982, ред. Левашева). Современное мышление торжествует в классике ХХ века: спектакли в МАЛЕГОТе — мировая премьера «Войны и мира» (1946, I ч., Самосуд, Дмитриев) и Большом т-ре — «Сон в летнюю ночь» Бриттена (1965, первая пост. в России), «Катерина Измайлова» (1980), «Обручение в монастыре» (1982, все — Рождественский). Вершины: в Большом — «Война и мир» (1959, Мелик-Пашаев), «Семен Котко» (1970, Левенталь), «Игрок» (1974, Лазарев, Левенталь; Масленников, Вишневская), «Мертвые души» Щедрина (1977, мировая премьера, Темирканов); в Камерном музыкальном т-ре — «Нос» Шостаковича (1974) и «Похождения повесы» Стравинского (1978, обе — Рождественский). Выдающийся мастер (около 170 пост.) не оставляет поиск на рубеже веков — «Жизнь с идиотом» Шнитке (1992, Амстердам, Ростропович, мировая премьера), «Коронация Поппеи» (1998), «Так поступают все женщины» (1999), «Сорочинская ярмарка» (2000) и в начале XXI века — «Свадьба Фигаро» (2001), «Юлий Цезарь в Египте», «Плащ» и «Джанни Скикки» Пуччини (все — 2002), «Укрощение строптивой» Шебалина (2004, все — Камерный музыкальный т-р).