Casta Diva - Российская оперная премия - Анна Нетребко
Статуэтка премии Casta Diva. Скульптор Паата Мерабишвили


Анна Нетребко

 

сопрано

 

Дебют в опере: 1994, Мариинский театр, «Свадьба Фигаро» Моцарта; Сюзанна

 

Премия Casta Diva в номинации «Певица года»

1998

Сюзанна, «Свадьба Фигаро», Мариинский театр

 

Комментарий: Нетребко – феномен современной оперной культуры, певица-актриса, создавшая новый образ примадонны XXI века. Вскоре после дебюта лирико-колоратурное сопрано начинает выступать на известных сценах за рубежом и в родной Мариинке. Подлинный взлет в начале XXI века – донна Анна (2002, Зальцбург, Арнонкур, Кушей; Хэмпсон), забывшая о неумолимой мстительности хрупкая девочка. Новая Анна была нежна, вечно одинока и вечно женственна. Лирический феномен Нетребко (piano летело над залом) венчал спектакль. Покорение Зальцбурга в главной женской партии Моцарта знаменовало рождение большой певицы. С этим связана серия других успехов: Сервилия – «Милосердие Тита» (2002, Ковент Гарден), Наташа – «Война и мир» (2002, Мет, гастроли Мариинского т-ра, Гергиев), донна Анна (Мет/Ковент Гарден), Виолетта (Мюнхен, все – 2003). Сенсационная Виолетта в пост. Деккера (2005, Зальцбург, в «паре мечты» с Вильясоном) создала в массовом сознании образ дивы. Мир жаждал нового мифа и получил его в заголовках прессы: «Анна Валери, Виолетта Нетребко» или «Каллас, Котрубас и Варади были вчера, сегодня – Анна Нетребко». Еще один пик – Сюзанна (2006, Зальцбург, Арнонкур, Гут; Д’Арканджело, Скофхус): глубина актрисы в сложном спектакле увенчалась прекрасной арией в переполохе ночного маскарада. Ее партии итальянского романтического бельканто составляют Норина – «Дон Паскуале» и Эльвира – «Пуритане» (обе – Мет), Амина – «Сомнамбула» (Вена, все – 2006), Джульетта – «Капулети и Монтекки» (2008, Париж; Ди Донато), Лючия (2009, Мет), Адина – «Любовный напиток» (2011, Мариинский т-р, Пелли/2013, Мет) и Анна Болейн (2011, Вена/2012, Мет). Французские героини Анны: обольстительная Манон Массне (2007, Берлин, Штаатсопер, Баренбойм; Вильясон/Вена, де Бийи; Аланья/2012, Ла Скала/Мет, Пелли), трепетная Джульетта Гуно (2007, Мет; Аланья), проникновенная Антония – «Сказки Гофмана» (2009, Мет, Ливайн; Калейя) и решительная Микаэла (2010, Вена, Нельсонс). Любимица Зальцбурга украшает в роли Мими «Богему» (2012, Гатти, Микелетто; Бечала). Постепенный переход в лирико-драматический репертуар приносит Иоланту, Татьяну (2013, Вена, Нельсонс/Мет, Гергиев), Жанну Д'Арк (2013, Зальцбург/2015, Ла Скала, Шайи), триумфальную Леонору – «Трубадур» (2013, Берлин, Баренбойм/2014, Зальцбург, Гатти; обе – с Доминго) и леди Макбет Верди (2014, Мюнхен; Кушей), Манон Леско Пуччини (2014, Рим, Мути/2016, Большой т-р), Адриенну Лекуврёр (2017, Мариинский т-р) и Аиду (2017, Зальцбург, Мути). В 2016 певица впервые воплощает героиню Вагнера – Эльзу в Дрездене. Нетребко одарена всеми качествами современной певицы. Постеры и роскошные журналы, где Анна интриговала позами фотомодели, удачно сочетаются с вдумчивой работой артистки, энергетика которой обновила лицо классической оперы.