Casta Diva - Российская оперная премия - Президент
Михаил Мугинштейн. © Ира Полярная
Статуэтка премии Casta Diva. Скульптор Паата Мерабишвили


Михаил Мугинштейн, президент Фонда поддержки оперного искусства Casta Diva

 

Вехи жизни  –  Хроника мировой оперы  –  Оперный клуб –  Драматург –  Блог президента

 

Лихая жизнь, новая любовь
Историк оперы Михаил Мугинштейн известен как создатель Российской оперной премии «Casta diva», хозяин и ведущий оперного клуба, оперный драматург и автор могучего трехтомника «Хроника мировой оперы». Если третий том, посвященный опере ХХ века, еще можно купить (например, на сайте издательства «Композитор»), то первые два уже стали библиографической редкостью. 31 января музыковеду Михаилу Мугинштейну исполнилось 70 лет.
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Пятница 1 марта 2019 года

Вехи жизни

Михаил Мугинштейн в 1972 году окончил Уральскую консерваторию (в 1976 — аспирантуру, кандидат искусствоведения), где работал (1972-2014) на кафедре истории музыки (преподаватель, доцент, профессор). Основатель и директор Центра музыкального театра (1991, Гуманитарный университет, Екатеринбург), член Комиссии музыкального театра СТД России (1991—1996). Как критик анализирует спектакли ведущих фестивалей и театров России и Европы («Музыкальная академия», «Культура», «Литературная газета», «Мариинский театр», «Независимая газета» и др.), в еженедельнике «Экран и сцена» ведет постоянную колонку «Пора нам в оперу» (1990—1993). Инициатор создания и председатель жюри Российской оперной премии Casta Diva (с 1996). Награда отмечает событийные работы театров, вклад выдающихся деятелей, определяет лауреатов, ставших заметным явлением искусства. Профессор РАТИ-ГИТИСА (2009-2013). Председатель Экспертного совета конкурсов на соискание Премии СТД РФ имени Б. А. Покровского (с 2009). Основную работу в России совмещает с деятельностью за рубежом.

 

Михаил Мугинштейн — автор публикаций (более 200) в российских и зарубежных изданиях, в том числе — фундаментальной «Pipers Enzyklopädie des Musiktheaters» (München; Zürich, 1997). Редактор-составитель научных сборников, вызвавших резонанс: «Проблемы истории австро-немецкой музыки» (М.: 1983) и серия «Музыка — Культура — Человек» (М.: 1988—1991). В диссертации «Переменность драматургических функций фона в опере-драме» (1976) предложил новый метод анализа оперной драматургии. Активно выступает с докладами в России и за рубежом на темы оперы и музыкального театра. Показательны лекции на Лаборатории режиссёров СТД РФ (с 2005), посвященные типам режиссёрского театра начала XXI века. Сочетая традиционные методы с новыми (видео и др.), ученый и критик разрабатывает передовую систему комплексного подхода к опере. Главный принцип исследования — пройти путь от произведения к спектаклю, услышать интервал между сочинением и его интерпретацией. Цель — представить оперу не просто жанром музыки или театра, но самостоятельным видом искусства и феноменом культуры. Для объемного, гуманитарного понимания специфики оперы, её сложной, разнообразной жанровой типологии, истории и теории оперы, драматургии, композиции и воплощения Мугинштейн организует Центр исследования музыкального театра, который ведет интенсивную культурную и научно-критическую деятельность. К 400-летию оперы (2000) выступает в 1990-е в ряде городов России с авторскими научно-образовательными программами («Современный музыкальный театр», «Шедевры мировой оперы», «400 лет оперы» и др.), получившими заметный отклик общественности и прессы. Параллельно организует клубы «Опера» (1991, Екатеринбург, 2007, Москва). Именно здесь его программы (лекции с видеопросмотрами) отчетливо выявляют феномен оперы в индивидуальном почерке — единстве науки и искусства. Структурное мышление, охват оперного глобуса в истории и современности сочетаются с художественными импровизациями на избранную тему: «кентавр» логики и фантазии вводит оперу в контекст культуры и духовной жизни. Это присуще и выступлениям Мугинштейна на канале «Культура», прежде всего, в программе «Контекст» (с 2011).

 

В центре деятельности опероведа — создание трехтомной «Хроники мировой оперы. 1600—2000. 400 лет — 400 опер — 400 интерпретаторов». Первый том (1600—1850) номинировался на лучшую книгу года России (2005, Московская международная книжная ярмарка). Книга вбирает универсальное знание об опере: содержание, анализ, сведения о постановках, аудио и видеозаписях, композиторах, интерпретаторах. Развивая концепцию, автор делает электронную версию (2010), дополняющую книжное издание. Ноу-хау — современная методология, отвечающая сути оперы как музыкального театра: впервые произведение и его воплощение сводятся в одном гипертексте. Знание иллюстрируется фрагментами спектаклей — параллельный ряд раскрывает неповторимый синтез искусств, позволяя наслаждаться чувственной, гипнотической природой оперы. Второй том «Хроники» (1851—1900) удостоен Гранта Президента Российской федерации (2012), третий (1901—2000) вышел из печати (2015). На базе этих книг, дающей новый подход в образовании, ученый разработал курс «История оперы и современный музыкальный театр». Лекции читаются в консерваториях и академиях Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Авторская энциклопедия Мугинштейна — первая российская энциклопедия мировой оперы. Это фундаментальная работа, дающая панораму оперной истории, систематизированной по хронологическому принципу. Кроме того, «Хроника мировой оперы» не только летопись этого искусства в его значительных образцах, но и живая картина музыкального театра XX — начала XXI века.

Хроника мировой оперы

Проект «Хроника мировой оперы» Михаила Мугинштейна завершен
Вышел в свет последний, третий том, охватывающий XX век
Петр Поспелов / Ведомости / Вторник 2 февраля 2016 года

«Хроника мировой оперы. 1600—2000. 400 лет — 400 опер — 400 интерпретаторов» — оперная энциклопедия, написанная Михаилом Мугинштейном.

 

Первая в России систематизированная хронологически история оперы включает подробные комментарии, сведения о постановках, аудио- и видеозаписях, информацию о композиторах и интерпретаторах, именные указатели. К 2013 году опубликовано 2 тома, охватывающие 1600—1850 и 1851—1900 годы. 3-й том, посвящённый XX веку, вышел в 2015 году.

 

Первый том (1600—1850) номинировался на лучшую книгу года России (2005, Московская международная книжная ярмарка).

 

Первый том энциклопедии Мугинштейна (2005), в котором отражены два с половиной столетия оперной истории (1600—1850), стал настоящим бестселлером. Его электронная версия, снабженная 1000 видеофрагментами оперных спектаклей (2010), — революционным мультимедийным изданием, не имеющим аналогов в России.

 

«Хроника мировой оперы. 1600—1850. Том первый». Издательство «У-Фактория», 2005. ISBN 5-94799-423-2. 634 страниц. Первый том (1600—1850) включает информацию о 200 операх (в том числе о произведениях Монтеверди, Люлли, Перселла, Генделя, Рамо, Глюка, Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Глинки, Верди, Вагнера) — содержание, комментарии, сведения о композиторах, интерпретаторах, постановках, аудио- и видеозаписях.

 

«Хроника мировой оперы. 1600—2000. Видеоэнциклопедия. Том 1 (в 4-х частях). 1600—1850. (4 DVD)», 2010. Электронная версия продолжает и дополняет 1-й печатный том. 1000 иллюстраций и 1000 аудио- и видеофрагментов лучших спектаклей мирового оперного репертуара. Содержится информация о 86 композиторах, 250 интерпретаторах (дирижерах, режиссёрах, сценографах, певцах).

 

«Хроника мировой оперы. 1851—1900. Том второй». Издательство «Антеверта» при участии издательства Гуманитарного университета, Екатеринбург, 2012. 616 стр. ISBN 978-5-905148-06-4. В том вошли сведения о 80 операх, 33 композиторах (в том числе о Верди, Вагнере, Оффенбахе, Гуно, Берлиозе, Бизе, Сметане, Мусоргском, Римском-Корсакове, Чайковском, Бородине, Массне, Пуччини) и 100 интерпретаторах, тысячах спектаклей и записей, 1000 персонажах и партиях. В книге 700 иллюстраций.

 

«Хроника мировой оперы. 1901— 2000. Том третий». Издательство «Антеверта», Екатеринбург, 2015. 600 стр. В том вошли сведения о 122 операх, 67 композиторах (в том числе о Римском-Корсакове, Пуччини, Рихарде Штраусе, Дебюсси, Равеле, Яначеке, Бартоке, Стравинском, Прокофьеве, Шостаковиче, Шёнберге, Берге, Бриттене, Бернде Алоизе Циммермане, Мессиане) и 100 интерпретаторах (дирижеры, режиссёры, сценографы, певцы), тысячах спектаклей и записей, 1800 персонажах и партиях. В книге 730 иллюстраций.

Оперный клуб

Основан в 1991 году в Екатеринбурге. Ныне лекции и видеопросмотры авторской образовательной программы «400 лет оперы» музыковеда Михаила Мугинштейна проходят в Доме архитектора Ф. О. Шехтеля (ул. Большая Садовая, д. 4, стр. 1).

Драматург

В немецком понимании драматург – автор концепции спектакля, работающий в соавторстве с постановщиками. Михаил Мугинштейн выступает в соавторстве с режиссером Екатериной Одеговой. Ими вместе со сценографом Этель Иошпой поставлены спектакли в московском театре «Новая опера»: «Саломея» Рихарда Штрауса (2015), «Фауст» Гуно (2016), «Гензель и Гретель» Хумпердинка (2017), «Поругание Лукреции» Бриттена (2019).