Casta Diva - Российская оперная премия - Сергей Лейферкус
Статуэтка премии Casta Diva. Скульптор Паата Мерабишвили


Сергей Лейферкус

 

баритон

 

(р. 1946)

 

Дебют в опере: 1972, Санкт-Петербург, Малый/Михайловский т-р, «Умница» Орфа; Король

 

Премия Casta Diva в номинации «Кавалер Оперы»

2008

 

Комментарий: Лейферкус – художник законченной формы. Умный певец-актер делает завидную карьеру благодаря комплексу качеств. Главное: продуманный в деталях и артистически воплощенный сценический рисунок, отточенное интонирование, связанное с редкой по четкости дикцией. За это мастерство Лейферкус высоко ценим постановщиками. Возглавивший Мариинский т-р Темирканов активно привлекает певца в лучших работах: Чичиков – «Мертвые души» Щедрина, Андрей Болконский – «Война и мир» Прокофьева (оба – 1978, Покровский), Томский (1984) и образцовый Онегин (1982), который становится визиткой артиста, например, при дебюте в Мет (1992, Озава; Френи, Гяуров). Начав деятельность за рубежом в 1980-е (фестиваль в Уэксфорде, 1985, Дон Жуан в Глазго), Лейферкус выходит на лидирующие позиции в 1990-е. Это прежде всего роли русского репертуара: князь Игорь (1990, Ковент Гарден, Хайтинк; Томова-Синтов, Бурчуладзе), захватывающий Мазепа в авангардной трактовке Р.Джонса (1991, Брегенц/Амстердам), чеканный Томский в оригинальной пост. Викка (Глайндборн), спектакле Хорреса (Венская Опера, Озава; Атлантов, Френи) и версии Мариинского т-ра (Гергиев, все – 1992), остро гротесковый Рангони – «Борис Годунов» (1992, Мариинский т-р, Гергиев, Тарковский/1997, Мет, Гергиев). Его Рупрехт в «Огненном ангеле» (1991, Мариинский т-р, Гергиев) точно вписывается в замысел режисера Фримена. Еще одно достижение – Набукко на Озерной сцене Брегенца в шокирующей версии Паунтни: холокост Второй мировой войны, концлагерь (1993). Лейферкус поет Ланчотто – «Франческа да Римини» Рахманинова (1996, Гетеборг, Н.Ярви) и участвует в записи «Скрипки Ротшильда», оперы погибшего на войне Флейшмана (1996, Рождественский). В «западном» багаже певца выделяются Тельрамунд – «Лоэнгрин» (1989, Сан-Франциско/Кельн), Пизарро – «Фиделио» (2000, Мет, Ливайн), Макбет (Хьюстон), ди Луна, Амонасро, Скарпья, Жерар – «Андре Шенье» (1996, Мет, Ливайн; Паваротти) и Эскамильо (1996, Мет, Ливайн, Дзеффирелли; В.Майер, Доминго, Георгиу). Пик злодеев – Яго в «Отелло» (1992, Ковент Гарден, Шолти; Доминго, Те Канава/1994, Мет, Гергиев; Доминго). В копилке Лейферкуса и сложный образ Симона Бокканегры (1997, Ковент Гарден). В начале XXI века продолжает воплощать выверенные роли: Набукко, Томский, Яго. Интересней выглядят Барон – «Скупой рыцарь» (2004, Глайндборн, В.Юровский), Алеко и Ланчотто Рахманинова (2007, Москва, конц. исп., Плетнев). Лейферкус знаменательно возвращается к достижениям молодости – Чичиков (2009, Мариинский т-р, конц. исп., к 200-летию Гоголя, Гергиев).