Casta Diva - Российская оперная премия - Лариса Дядькова
Статуэтка премии Casta Diva. Скульптор Паата Мерабишвили


Лариса Дядькова

 

меццо-сопрано, контральто

 

Дебют в опере: 1978, Санкт-Петербург, Мариинский театр, «Борис Годунов» Мусоргского; царевич Федор

 

Премия Casta Diva в номинации «Певица года»

2000

Фрика, «Золото Рейна», Мариинский театр

 

Комментарий: Став солисткой Мариинки, обладательница роскошного контральто долгое время оставалась в заданном диапазоне, где преобладали небольшие и «брючные» роли: Ваня и Ратмир в операх Глинки, Ольга и Полина Чайковского, Кончаковна, цыганка Матреша – «Война и мир» Прокофьева (1978) и др. Инерция длиной в 10 лет прерывается в новой эпохе театра, начавшейся с приходом Гергиева. Певица не бросает прежнее амплуа: Федор в знаковой пост. Тарковского, ставшей открытием современной Мариинки (1990), гусляр Нежата – «Садко» (1993), неподражаемый Ратмир в новой версии «Руслана и Людмилы» (1995). При этом Дядькова в союзе с Гергиевым естественно входит в «большой» репертуар. Коронной партией становится Марфа – «Хованщина» (1989/2000, гастроли в Ковент Гарден). Замечательный комплекс певицы-актрисы, магический оттенок голоса и волнующее наполнение души раскрывает национальную природу героини, сжигаемой внутренним огнем. Классический образ Дядьковой, восполняя в эти годы отсутствие режиссерских откровений, продолжает (вместе с Бородиной) большую традицию русскую певиц (Обухова, С.Преображенская, Давыдова, Максакова, Архипова). Певица подтверждает это и в пост. Большого т-ра (1995) и в Опера Бастий (2001). Другое достижение – Любовь в «Мазепе» Чайковского (1996, Мариинский т-р, Гергиев): масштабная работа Дядьковой в крепком костюмно-этнографическом спектакле оживляет этот музей русской оперы. Роль Любови на фестивале в Брегенце в радикальной версии Р.Джонса, перенесенной также в Амстердам (1991; Лейферкус, Кочерга, Атлантов) – первый шаг певицы в интернациональной карьере. В этом же году Дядькова участвует в событийном «Огненном ангеле» в роли Гадалки (Мариинский т-р), к которой присоединяет и Настоятельницу монастыря. В театре Прокофьева она реализует незаурядный комический дар: Клариче – «Любовь к трем апельсинам» (1991) и Дуэнья – «Обручение в монастыре» (1996, все – Гергиев). На фестивале Мариинского т-ра, посвященном Римскому-Корсакову (1994), Дядькова поет загадочную Кащеевну – «Кащей Бессмертный» и райскую птицу Алконост – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Постепенно она выходит на первые роли в операх Верди, чему способствует и приглашение в Мет: Азучена – «Трубадур» (1998), Амнерис в «Аиде» (2003) и Ульрика – «Бал-маскарад» (2005). Эти партии Дядькова исполняет и на других ведущих сценах мира. В начале XXI века любящая комические роли актриса обогащает вердиевский репертуар колоритной миссис Куикли – «Фальстаф» (2001, к юбилею композитора, Зальцбург, Пасхальный/Летний фестивали, К. Аббадо/Маазель). В этом же русле и ее эффектная Ежибаба – «Русалка» Дворжака в прозрачном, нежном спектакле Карсена (2002, Опера Бастий). На другом пике возникает классная Фрика в нашумевшем «Кольце нибелунга» Мариинского т-ра (2000 – 2003, Гергиев), где Дядькова поет также Вальтрауту («Гибель богов»). Вагнеровский статус певицы подтверждает и ее Фрика в Мет – «Валькирия» (2005). После родной Мариинки Мет становится второй домашней сценой Дядьковой. Выделяются ее работы в остро характерных с оттенком гротеска ролях Иродиады – «Саломея» Р.Штрауса (2004) и Бабуленьки – «Игрок» Прокофьева (2008, обе – Мет, Гергиев). Кроме того, в багаже Дядьковой партии Графини – «Пиковая дама», Марины Мнишек – «Борис Годунов», Княгини – «Сестра Анджелика» в «Триптихе» Пуччини. Актриса органично переходит на яркие комические «возрастные» роли: Солоха (2009, Ковент Гарден) и мастерский шарж – Коробочка в «Мертвых душах» Щедрина (2011, Мариинский т-р, Гергиев, Бархатов). При этом в современные постановки властно входит и Графиня Дядьковой: Амстердам (2016, М. Янсонс, Херхайм), Большой т-р (2018, Туминас).