Вышли «Этюды к истории оперы» Михаила Мугинштейна
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Воскресенье 14 марта 2021
Событие года
«Три сестры» Петера Этвёша
Урал Опера Балет
Дирижер – Оливер фон Дохнаньи
Режиссер – Кристофер Олден
Сценографы – Эндрю Либерман, Ираклий Авалиани
Спектакль года/оригинальная постановка
«Поругание Лукреции» Бриттена
Московский театр «Новая Опера» имени Е. В. Колобова
Дирижер – Ян Латам-Кёниг
Режиссер – Екатерина Одегова
Сценограф – Этель Иошпа
Спектакль года/совместная постановка
«Похождения повесы» Стравинского
Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе
Дирижер – Тимур Зангиев
Режиссер – Саймон Макбёрни
Сценограф – Майкл Левин
Европейское событие
«Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова
Театр «Ла Монне», Брюссель
Дирижер – Ален Альтиноглу
Режиссер, сценограф – Дмитрий Черняков
Певица года
Екатерина Губанова (Венера, «Тангейзер» Вагнера, Амстердам, Дрезден; Брангена, «Тристан и Изольда» Вагнера, Мариинский театр; Фрика, «Кольцо нибелунга» Вагнера, Штаатсопер, Берлин; Эболи, «Дон Карлос» Верди, Большой театр; Амнерис, «Аида» Верди, Венская Опера).
Певец года
Евгений Никитин (Вотан, «Кольцо нибелунга» Вагнера, Мариинский театр, Бордо; Гюнтер, «Кольцо нибелунга» Вагнера, Метрополитен-опера; Клингзор, «Парсифаль» Вагнера, Мет; Скарпья, «Тоска» Пуччини, Мет)
Взлет
Елена Стихина (Медея, «Медея» Керубини, Зальцбургский фестиваль; Ярославна, «Князь Игорь» Бородина, Опера Бастий; Мими, «Богема» Пуччини, Мариинский театр, Опера Бастий; Мадам Баттерфлай, «Мадам Баттерфлай» Пуччини, Амстердам; Аида, «Аида» Верди, Женева)
Лучшая зарубежная певица
Марлиз Петерсен (Саломея, «Саломея» Р. Штрауса, Баварская Опера, Мюнхен; Мариетта/Мари, «Мертвый город» Корнгольда, Баварская Опера)
Лучший зарубежный певец
Кристофер Мальтман (Эдип, «Эдип» Энеску, Зальцбургский фестиваль; Риголетто, «Риголетто» Верди, Франкфурт-на-Майне; Дон Карлос, «Сила судьбы» Верди, Ковент Гарден)
Специальная премия жюри - мировая премьера оперы современного российского композитора
«Влюбленный дьявол» Александра Вустина
Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
Дирижер – Владимир Юровский
Режиссер – Александр Титель
Сценограф – Владимир Арефьев
Учредители премии
Гуманитарный университет и Центр музыкального театра (Екатеринбург), Гуманитарный и политологический центр «Стратегия» (Москва), издания: «Культура», «Экран и сцена», «Литературная газета», «Музыкальная академия», «Петербургский театральный журнал», «Мариинский театр», радио «Орфей»
Жюри
Екатерина Бирюкова, Марина Гайкович, Нора Потапова, Елена Третьякова (председатель), Сергей Ходнев
Комментарий
Для российского оперного процесса интересна и важна победа произведений, где классика середины XX века (оперы Бриттена и Стравинского) отражается в зеркале его конца (опусы Этвёша и Вустина). Событием года стал точный выбор названия и удачная постановка оперы Этвёша. Российская премьера «Трех сестер» екатеринбургского театра еще раз подчеркнула особый, символический объем, саму атмосферу чеховской пьесы для русского менталитета и значимость оперы для современной афиши.
Основная дискуссия развернулась в обсуждении Спектакля года. Это связано с реально усложнившейся, противоречивой ситуацией оперной жизни. Ведущие российские театры все активней выходят на мировой оперный рынок благодаря копродукциям с известными западными театрами и переносам спектаклей с зарубежных сцен. И, если такую политику отдельных театров саму по себе надо приветствовать (творческое развитие, интерес зрителей), то в прицеле премии возникают свои естественные вопросы. Они вытекают из специфики российской действительности. Подавляющее большинство копродукций, являясь вторыми и даже третьими постановками на российской сцене (реализация достигает нескольких лет), не могут считаться в полной мере оригинальной продукцией данного театра, тем более, когда в спектакль приглашены певцы и дирижер «со стороны» (Положение о премии). С другой стороны организационные и – главное – финансовые возможности большинства российских театров не позволяют им присоединиться к пулу 4-5 избранных и на равных участвовать в конкурсе. Эти два важных момента определили сегодня конкретную ситуацию, которая естественно разделила процесс на две сосуществующие оперные ниши: оригинальные и совместные постановки. В западной оперной жизни эта ситуация сглажена. Однако в конкурсных оценках многочисленных (в отличие от России) копродукций преимущество обычно имеют первые постановки (например, ежегодная анкета критиков авторитетного журнала «Opernwelt»). Беря на себя основной груз (творческие, финансовые, репутационные риски), они в полной мере представляют оригинальную версию, которая и оценивается как новая работа в текущем конкурсном сезоне, а не за его пределами.
Актуальные тенденции и специфика российского оперного процесса обусловили реакцию премии Casta Diva и ее новый принципиальный ход на нынешнем этапе развития. Впервые принято решение разделить номинацию Спектакль года на оригинальную и совместную постановки. В результате лучшей оригинальной работой стала пронзительная по психологизму игра всего ансамбля Новой Оперы в «Поругании Лукреции», основанная на тонкой проработке захватывающей музыкальной драматургии. Лучшей совместной постановкой признаны «Похождения повесы» Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Удачная копродукция с фестивалем в Экс-ан-Провансе позволила гармонично вписать российских артистов в отлаженный механизм спектакля и обогатить афишу. Еще один – специальный приз жюри – театр получил за мировую премьеру «Влюбленного дьявола»: премьера оперы современного композитора – нечастое, к сожалению, явление в российском пространстве.
В номинациях Певица/Певец года жюри выделило Екатерину Губанову и Евгения Никитина как главных российских артистов в сложнейшем вагнеровском репертуаре, чье лидерство подтверждают регулярные выступления на ведущих мировых сценах.
Уже второй год премия утверждает номинацию для молодых певцов - Взлет. В 2019 на небосклон мировой оперы взлетел многогранный талант Елены Стихиной, роли которой захватили свежим взглядом на классические образцы.
Знаменательно также, что русская опера (с российскими артистами и режиссером) впервые стала Европейским событием за неожиданное открытие «Сказки о царе Салтане» в Брюсселе.
Марлиз Петерсен и Кристофер Мальтман лидируют в номинации Лучших зарубежных певцов как выдающиеся интерпретаторы мифологических, знаковых персонажей (Саломея, Эдип) на крупнейших фестивалях в Мюнхене и Зальцбурге.
Кульминация в жизни премии – торжественная церемония награждения и гала-концерт лауреатов Casta Diva (в том числе лауреатов прошлых лет и почетных гостей) предполагается на сцене театра Новая Опера имени Е. В. Колобова 15 октября 2020 года, в знаменательное время рождения Оперы (в октябре 1600 года во Флоренции была представлена первая сохранившаяся в истории опера – «Эвридика» Пери – Ринуччини).
Поздравляем лауреатов с премией!
Фонд поддержки оперного искусства Casta Diva, жюри премии Casta Diva
27 марта 2020