Вышли «Этюды к истории оперы» Михаила Мугинштейна
Петр Поспелов / Музыкальная жизнь / Воскресенье 14 марта 2021
Премия Casta Diva в номинации «Событие года»
2005
Мариинский театр
Комментарий: Российское открытие (впервые через 96 лет после спектакля Мейерхольда! Гергиев, Черняков, Марголин; Лядов, играющая на «разрыв аорты» Гоголевская) представляет другое измерение «Тристана». Мистерия повседневности (Порфирьева) разрабатывает антиромантическую, конкретную в деталях историю: современные каюта с тренажером (1 д.), номер в отеле с табличкой «не беспокоить» (2 д.), комната с буфетом и обоями в цветочек из детства героя (3 д.). Детали оборачиваются обобщениями: впечатляет панорама ночного города (2 д.), пламенеющего от взрывов в момент достижения Liebestod. Символика любовного напитка ведет к роковой тайне Тристана, явившегося на свет из мировой вечной ночи и невыносимо страдающего от смертельного томления, жажды бесконечности забвения. Неслучайно лучшим становится третий акт, где раскрывается фатальный смысл происхождения Тристана: нити его загадочной судьбы тянутся от преждевременной смерти родителей. Рассказ умирающего героя, иллюстрированный их поведением (драматические актеры тонко прочерчивают теплые отношения отца и беременной матери) – пик спектакля. Развивая идеи Конвичного (1998, Мюнхен), Черняков вводит русского «Тристана» в современный европейский контекст.